© И.О. Михайлов
ВВЕДЕНИЕ
Фотография и кинематография настолько
вошли в нашу будничную жизнь, что сегодня мы едва осознаем их истинное
значение. Их можно без колебаний причислить к величайшим изобретениям
человечества, проникшим практически во все сферы его деятельности. Фотография
и кинематография стали не только средством документации, развлечения
и художественного самовыражения, но и выполняют функцию важных средств
познания во многих отраслях науки и техники, поскольку фотографическое
изображение позволяет объективно регистрировать, по существу, все оптические
явления, включая многие из тех, которые находятся за пределами чувствительности
человеческого глаза.
«Фотография» в переводе с греческого
языка означает светопись (photos – свет, grapho – пишу), область науки,
техники и культуры, охватывающая разработку методов и средств получения
сохраняющихся во времени изображений или оптических сигналов на светочувствительных
материалах (слоях) путем закрепления изменений, возникающих в светочувствительном
слое под действием излучения, испускаемого или отражаемого объектом
фотографирования [1].
В русском языке термин «фотография»
определяет три разных понятия: во-первых, собственно фотографический
процесс; во-вторых, снимок, полученный этим способом, и, в-третьих,
мастерскую (ателье), где производятся такие работы. С другой стороны,
этим термином, как правило, обозначают только статический метод проекционной
фотографии, тогда как кинематография, в основе которой лежит тот же
фотографический процесс, часто и необоснованно противопоставляется статическому
методу как независимое техническое средство получения изображений объектов
в движении.
Помимо этого, фотографический процесс
не всегда имеет задачей воспроизведение копии, представляющей собой
подобие объекта, – в ряде областей применения получаемая фотографическая
картина имеет специфический вид, выражающий характер взаимодействия
потока лучистой энергии со средой или с оптической системой, как, например,
это наблюдается в ядерной фотографии или спектрографии.
В настоящее время к обычному классическому
методу с использованием солей серебра прибавились многочисленные бессеребряные
процессы, которые во много раз расширяют области применения фотографии.
Все это приводит к тому, что современную
фотографию следует рассматривать как совокупность разнообразных процессов
записи оптической информации.
Классическая серебряная фотография,
как статическая, так и кинематография, и развивающиеся бессеребряные
процессы, а также еще более обширные практические применения – все это
вместе составляет фотографическую науку, которая постоянно опирается
на основоположные науки – химию и физику. Само зарождение фотографии
происходило независимо от этих наук, и только позднее они существенно
помогали и иногда даже направляли ее развитие.
Многие достижения в этой области не
только вносят известный вклад в мировую науку, но и привели к созданию
разнообразных вспомогательных средств, которые широко используются в
науке, технике и народном хозяйстве.
Помимо этого, фотография, особенно в
виде художественной кинематографии, представляет собой самостоятельное
оригинальное искусство, значение которого для человечества невозможно
переоценить [2].