www.mi-kron.narod.ru

ФОТОГАЛЕРЕЯ

 

1 2 3 4 5 6

ФОТОХУДОЖНИК ВИТАЛИЙ БУТЫРИН

Имя фотохудожника Виталия Бутырина хорошо известно всем, кто интересуется развитием современной фотографии и ее возможностями. Он прошел большой творческий путь, его работы вызывают восхищение и приковывают внимание любителей и знатоков фотографического дела.

По материалам книги

Виталия Бутырина

"Избранные фотографии"

Москва "Планета" 1991


НАЧАЛО ПУТИ В КАУНАССКОМ ФОТОКЛУБЕ

Юношеские годы Виталия Бутырина прошли в старинном городе Каунасе. Очарованный его красотой, он и взялся за фотоаппарат. Тогда ему было пятнадцать лет. Юноше отдал свою скромную «Смену» отец.

С 1966 года в газете «Кауно Тиеса» («Каунасская правда») появляются его снимки как одного из подающих надежды представителей Каунасского фотоклуба. Этот фотоклуб возник в 1965 году (первым его председателем был фотограф В. Ясинявичюс).

Каунасский фотоклуб сыграл большую роль в развитии фотографической культуры в Литве. В нем встречались старые мастера и молодежь. Среди его почетных членов — Б. Бурачас, в 1937 году награжденный в Париже золотой медалью за свои этнографические фотоснимки, а также П. Карпавичюс — автор многих книг по фотографии, родоначальник новой технологии цветной фотографики.

Большую радость испытал Виталий Бутырин, когда увидел свои работы в первых экспозициях во Дворце культуры профсоюзов и в Историческом музее. В своих фотографиях молодой автор целиком полагался на возможности фотоаппарата; его привлекала натура — отблески обычной жизни и природа.

На творческое становление Бутырина сильное влияние оказали Г. Бинде, И. Апкалнс, Я. Глейзд (латышские авторы). У них он многому научился. Вскоре «ученик» заметно вырос, ибо поверил в свои силы и начал с энтузиазмом убеждать других в потенциальных возможностях фотомонтажа, фотоколлажа — словом, фотографики, к которой он шел от обычной, репортажной фотографии. Уже с 1967 года в его фотографиях намечаются тенденции к большим контрастам, прослеживаются попытки свести фотообраз к графическому изображению (фотографии «Силуэты», «Весна» и др.).

Первая персональная фотовыставка молодого автора была организована в 1968 году в фойе обычного кинотеатра. Его художественный мир постепенно усложнялся, и одновременно начала вырисовываться характерная для него стилистика. Он уделяет все больше внимания изысканному композиционному решению, тонкой организации пространства, игре линий, световой гамме фотоизображения. С большой тщательностью он добивается чистоты формы и музыкального звучания контрастов.

Перед каждым, кто работает в области фотографики, встает сложный вопрос: как создать такой образ, который, будучи многозначным, оказывал бы большое влияние на воображение и раздумья человека. В творческой биографии мастера произошел перелом, когда он начал создавать визуальные метафоры. Фотоизображения становились более неожиданными, неопределенными, несводимыми к абстрактной идее. Автор полюбил крупнозернистую технику и чисто формальные эксперименты.

Отдельного упоминания заслуживает цикл работ Виталия Бутырина «Армейский дневник», созданный в 1968 году. Автор хлебнул кусочек армейской жизни. Надо сказать, что она прошла для него удачно. Во время службы в армии он получил несколько фотографических наград, и это обстоятельство подняло его авторитет среди солдат и офицеров. «Армейский дневник» — простой и трогательный рассказ об армейских буднях, конечно, романтизированный, без той доли драматизма, который в них имеется. Весь цикл решен в несколько ироническом ключе. В снимках видим сцены то с солдатами-музыкантами, то с часовым на посту, но нигде не видим их лиц. По всей вероятности, таким и был замысел художника — напомнить зрителю ту жизнь, в которой индивидуальное «я» человека не много стоит. Фотомонтажи цикла лаконичны, в них встречаются интересные ракурсы и расстановки «безликих» человеческих фигур. Автор выбрал те моменты из солдатской жизни, которые чем -то юмористичны, светлы и полны иронии. Серия «Армейский дневник» стала важной вехой на творческом пути Виталия Бутырина.

В этом цикле фотограф не только «уничтожал» ненужное в каждом отдельном кадре с помощью точного кадрирования, но и начал убирать фон вообще, заменив его растром. Он постепенно двигался в направлении условных форм и образов.

В начале творческого пути Виталий Бутырин пытался, как бы соперничать с художниками-графиками. Но позже молодой автор убедился в том, что такое соперничество много не дает. Фотографический материал является материалом иного сорта, и необходимо подбирать к нему другие ключи. Поэтому Виталий Бутырин начал усиленно вникать в различные лабораторные тонкости, изучать процесс химической обработки пленки, техники печатания и т. д. По всей вероятности, самое сложное состоит в том, как объединить разношерстный фотографический материал, чтобы в новой композиции не оставалось «швов», чтобы композиция дышала единым пластическим ритмом.

Автор по-своему научился создавать иллюзию глубины пространства, увеличивать резкость контрастов, желая добиться определенных формальных эффектов, передавать тяжесть и легкость тел, игру света и тени, определенную орнаментику линий.

 

Из серии "Армейский дневник"

 

Часовой. 1968
Страдания. 1968
Барабанщик. 1968
Си-бемоль. 1968
 
 

 

СОЗДАТЕЛЬ ВИЗУАЛЬНЫХ МЕТАФОР


В дальнейшем мастер постепенно обогащал композицию и пластику образа, который вырастал до выразительной визуальной метафоры. Как сказал Борис Пастернак, «метафора — это скоропись духа, мгновение и сразу понятое озарение». В творчестве Виталия Бутырина окончательно утвердился осмысленный поворот к фотографике.

В 1976 году Международная Федерация Фотографического Искусства (ФИАП) присвоила В. Бутырину звание — Художник (АФИАП), позже, в 1988 году, ФИАП присвоила В. Бутырину почетное звание — Экселенц (ЕФИАП). Так высоко были оценены его творческие заслуги в области художественной фотографии.

В фотоколлажах «Реквием», «Аппассионата», «Этюд» и других случайное или привычное мгновение жизни представлено как неповторимая метафора. Для «Аппассионаты» автор использовал десятки негативов. Чтобы чайки поднялись в полет, пришлось долгими часами их группировать в лаборатории.

Строгая композиция и безукоризненное техническое исполнение порождают иллюзию нового мгновения жизни. В. Бутырин создает фотомонтажи из своего негативного материала и никогда не переснимает работ или их фрагментов, принадлежащих другим авторам.

В семидесятые годы фотографа захватывала тематика вечного круговорота жизни — рождения и смерти, земли и неба, юности и старости. Так возник фотомонтаж «Легенда». В нем видим ствол, кору дерева и высвечивающееся из них лицо старой женщины. Контуры лица переходят в земную материальность дерева, словно срастаются с нею. На темном, густом фоне видны светлые проблески жизни, которые как бы уходят своими корнями в эту темноту.

Творческие замыслы Виталия Бутырина становились со временем более сложными. Они уже не умещались в монтажах одного образа, словно требуя серийности образов, чем -то внутренне единых в стилевом отношении. Так родились серии — размышления о судьбах человека и его обитаемой земле («Сказки моря», «Рождение», «Терра инкогнита» и др.), в которых усилилось интеллектуальное начало. Фотомонтажи Виталия Бутырина стали выделяться на фоне работ других авторов своим подтекстом, выразительным рисунком и умением создавать чудесную иллюзию, будто весь снимок создан мгновенно, будто весь сюжет нарисован тонкой кистью художника.

Из многочисленных циклов фотомонтажей заслуживает особого внимания цикл «Сказки моря» (1976). Он состоит из девяти фотографий. Все они тематически едины и одновременно самостоятельны.

На первом плане работ — морской песчаный берег, на котором резвятся то один ребенок, то несколько детей. Их силуэты выделяются на фоне морской глади, которую разделяет линия горизонта. И словно из морской пучины возникают облака, напоминающие лики живых существ — от птицы до человекообразного черта или морского дьявола.

Фотомонтажи Виталия Бутырина выделяются и своей музыкальной пластикой. Символичным в этом смысле является фотомонтаж «Соната». Автор добился тонкого звучания контрастов белого и черного.

Точно заметил фотокритик В. Кичин: «В. Бутырин щедро использует архитектурные мотивы в своей фотосерии «Титаны». Строгая, устремленная ввысь готика, широкий, размеренный вековой ритм моря, невесомость отблеска северного сияния и впрямь создают на фотобумаге почти слышимый аккорд, где есть свои «басы», «тенора» и «дисканты». Благородный лаконизм и монументальность кадра действительно несут в себе нечто «баховское».

Жан Фаж, президент и основатель Французского музея фотографии, заметил, что «фотографии Виталия Бутырина поражают своей оригинальностью и красотой композиции. Быть действительно самобытным художником наших дней — дело нелегкое. Мы сказали бы, что это качество самое редкое».


 

 

МИР ФОТОФАНТАСТИКИ

Жанр фантастической фотографии занимает важное место в современной духовной культуре. Используя материал действительности, фотографы-фантасты его перекраивают по своему усмотрению и заново оживляют, с тем чтобы дать нам возможность увидеть другой мир, как бы сращенный с нашими эмоциями и фантазиями. И что парадоксально — эта новая «природа» фотографического медиума становится вероятной, возможной.

Виталий Бутырин восхищается сюрреализмом С. Дали, его сердцу близок И. Босх и все то, что связано с фантастикой, игрой воображения и неожиданными поворотами мысли. Живопись оказала влияние на его художественные пристрастия.

Иногда фотографы теряют массу времени, пока появится нечто «странное», возникшее из многочисленных фотозаготовок. Но фотофантастика не любит рациональной работы холодного ума. Не любит она и «орнаментов» на тему фантастики. Талантливым художникам удается найти ту грань, которая не слишком разделяет мир вымышленный и наш мир — мир человеческих переживаний и размышлений.

Виталий Бутырин не любит чрезмерную роскошь воображения и придумывание таких образов, которые шокировали бы зрителя. У него рождаются образы интеллектуальные, не надуманно-формалистические. Ведь в лабораторной тиши возможно соединить самые причудливые визуальные детали.

Виталий Бутырин охотно пользуется своей большой тетрадью. Она выступает в качестве некой кладовой визуальных идей. Разглядывая эту тетрадь, воочию убеждаешься, какая большая предварительная работа сопровождает почти каждую композицию. Иногда автор ищет в природе некие аналоги своему замыслу, иногда имеющийся материал (фрагмент пейзажа, «лики» разных вещей и т. п.) подсказывает новые решения начатой работы. Некоторые эскизы фотомонтажей залеживаются в этой тетради на долгие годы. Виталий Бутырин любит рисовать. По всей вероятности, потребность помечтать с карандашом в руке для него важна. Некоторые нарисованные эскизы становятся предварительной схемой будущего пластического образа, конкретного фотомонтажа.

Большая тетрадь так и названа — эскизы будущих работ. На первых ее страницах автор выписал несколько высказываний именитых художников, писателей, философов — Ф. Гойи, Р. Декарта, Жюля Верна, Э. Дега и др. Ему близка мысль Ф. Гойи: «Фантазия, лишенная разума, производит чудовища; соединенная с ним она мать искусства и источник его чудес». Виталий Бутырин записал и определение искусства, которое сам придумал: «Искусство — это то, что делает человека Человеком, (а людей — друзьями)».

Виталий Бутырин любит фотофантастику. Он создал несколько циклов: «SOS», «Цивилизации», «Терра инкогнита» и др.


 

 

УТВЕРЖДЕНИЕ ГАРМОНИИ МИРА

Фотограф Виталий Бутырин серьезно осмысливает этот сложный и противоречивый мир, в котором мы родились и живем, бьемся изо дня в день за кусок хлеба, воспитываем своих детей, с большой скоростью отчуждаемся друг от друга и очень примитивно понимаем человеческое счастье. О том, как трудно живется человеку, говорят многие циклы фотомонтажей, например, «SOS», «Город» и др. В них мы чувствуем ярко выраженные мотивы отчуждения, одиночества и растерянности человека.

О дисгармонии человеческой жизни напоминают многие фотоколлажи Виталия Бутырина, и это напоминание делает творчество мастера более содержательным, более эмоциональным, Фотограф не забывает вечных спутников нашей жизни — человеческой боли, неразделенной любви, страдания и смерти. В работах шестидесятых, семидесятых годов о тяжелой судьбе человека напоминали лишь снимки стариков-инвалидов с тяжелыми, опустившимися к земле руками. Позже в его творчестве появился мотив, который условно можно было бы обозначить как мотив умирающей или угасающей красоты. Таким является фотоколлаж «Старый дом» (1974). В этой неожиданной композиции странно объединены обнаженная девушка с вьющимися на ветру волосами и три старушки, отдаленные пространством и временем. Красота в других композициях становится рядом со смертью, глубокой человеческой драмой. Как в «Памяти» (1976), где прекрасные лица девушек смотрят на нас из расстрелянной пулями стены. О ранимости души рассказывают и обнаженные фигуры женщин в цикле работ «Неринга» (1983) — нагие женские тела выглядят как таинственные цветы или водяные лилии.

Урбанизм в фотомонтажах Виталия Бутырина выглядит как страшная сила, угрожающая разумной жизни, оставляющая после себя пустыню и растерзанные человеческие тела. Ряд стройных домов, белеющих вдали, в его работах сопровождает лейтмотив урбанизации в виде колючей черной проволоки, каких-то металлических гаек и других железных механизмов, которые становятся своеобразными скульптурами. Они свидетельствуют о потере гармонии между человеком и природой — его родным домом. Этот разлад увеличивается, растет.

И все же в целом мир, созданный воображением и раздумьями Виталия Бутырина, утверждает гармоническое начало, без которого наша жизнь делается серой и скудной. Это начало сильно как в поэтических, лирических фотомонтажах, так и в его фантастических работах.

Гармония человека и природы дает о себе знать в фотографиях Виталия Бутырина особенно через мир детства. Душа ребенка, в которой всегда просматривается художник, и есть настоящая обитель гармонии. Поэтому фотоколлажи автора с мотивами детства полны чарующей поэтичности и теплоты.


Альгирдас ГАЙЖУТИС, доктор философских наук, профессор


   

ФОТОГАЛЕРЕЯ 1 2 3 4 5 6
 
ГлавнаяНовостиСпециалистамСтудентамФотоискусствоРазвлеченияНепознанное Автор

liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Рейтинг@Mail.ru top.PhotoPulse.ru - рейтинг фоторесурсов
© 2003 - 2010      miig@rambler.ru

Hosted by uCoz